Окна Франции

27 апреля 2024

Окна Франции. Необычное французское путешествие

Конкурс на лучшую фотографию окна

Окна, каких только образов не придумывали для них. Образ горящих вдалеке окон родного дома, любимых людей за ними остается с вами навсегда, даже когда дома уже нет. Как хочется украдкой посмотреть в чужое окно, подглядеть кусочек чужой жизни. Да и сами окна, как глаза, смотрят на вас с любопытством, радостью, а иногда укором.
Когда вечером мы гуляли по пустым улицам французский городов, Нормандии, Бордо или Прованса, нас не покидало ощущение, что сам город, украдкой сквозь занавешенные окна подсматривает за нами. ФотоконкурсТак пришла мысль делать фотографии окон, необычных,не стандартных, окон исторических или связанных с человеческими историями. Здесь есть о чем рассказать, во Франции поражает разнообразие форм, размеров, расположение оконных проемов.
Окна в жилищах существовали не всегда. Человек боялся мира, стенами жилища стремился отгородиться от него. К тому же жаркий климат колыбели европейской цивилизации древней Греции не располагал к созданию окон. Жара заставляла строить глухие стены и впускать свет через внутренние дворики — атриумы, куда были обращены все помещения дома.

Фотоконкурс

Было бы неправильным сказать, что античная архитектура не знала окна. Окна были в храмах, например, в Эрехтейоне, и имели немного суживающуюся форму трапеции.
Греки были прекрасными строителями. Простота, изящество и удобство леги в основу планировки дома. Комнаты располагались вокруг атриума так, что летнее палящее солнце не проникало в них, а зимой, когда оно находилось на небосклоне ниже, его ласковые лучи прогревали дом. Окна, или скорее даже просто проемы в стене были небольшие и располагались только на втором этаже, иногда с решеткиами из обожженной глины.
ФотоконкурсРимская архитектура наследует греческую планировку. К концу I века до н.э. население Рима достигает миллиона, и в городе появляются многоквартирные дома — инсулы. Такой дом представлял собой социальный срез общества. В нижних этажах располагались квартиры богатых людей с высокими потолками и большими окнами. На верхних этажах жили люди победнее и окна были только в одной их трех комнат, да и то в торце длинного коридора.
По настоящему окно становится окном лишь тогда, когда человечество изобретает оконное стекло. Фотоконкурсэто произошло в Древнем Риме в период Империи. Стекло как материал было известно давно.

Однако, для того, чтобы сделать стекло для окна, понадобились стекловаренные печи и высокие температуры. Расплавленную стеклянную массу растягивали щипцами, поэтому стекло получалось очень толстым — 13 мм. Такие окна, вставленные в бронзовые рамы, могли позволить себе очень богатые люди. Стекло дешевеет, когда на рубеже новой эры изобретают способ дутья или «халявный способ», как называли его в России. Выдутая заготовка раскатывалась по плите, приобретая фому цилиндра, потом ее нарезали, на глиняннй дощечке помещали в печь и там разравнивали.
ФотоконкурсС упадком Рима стеклоделие перемещается в Византию. Вы сразу определите романский стиль архитектуры по маленьким окнам, часто с арочным завершением.
Массивные опорные стены держат на себе здание. Проектировали их с большим запасом прочности. Окна же были ослабляющим их элементом. Они занимали третий, верхний ярус стены. Монументальность, геометрическая четкость форм архитектуры этого времени создавало ощущение незыблемости, устойчивости и мощи.
ФотоконкурсВ Раннее Средневековье в окна ставили маленькие стекла только в домах знати. В домах скромнее для окон в разных странах Европы использовали промасленную холстину, бычий пузырь или роскошь – пластинки слюды. Сквозь узкие щели бойниц поглядывают на нас замки раннего средневековья.

В XI веке в Германии вновь открывают технологию производства плоского стекла «халявным методом», которую перенимают вскоре венецианские мастера. Венецианцы разрабатывают собственные секреты производства стекла, и после падения Византии на долгие столетия они остаются главным центром стекольного производства. ФотоконкурсЛишь в XIV веке во Франции была открыта технология призводства листового стекла и стало возможным изготавливать достаточно большие пластины.
Французская готика вошла в мировую архитектуру Светом, льющимся из окон сквозь цветные витражи. Новая каркасная система несущих конструкций позволила сделать стены более тонкими и увеличить оконные проемы. В искусстве XI века Христос предстает, освященным ослепительным светом Апокалипсиса: «Я есмь свет мира сего». ФотоконкурсБог — есть свет и свет ворвался в христианские храмы.

Окно становится религиозным символом, соединящим мир небесный и земной, символом мироздания.
Витражи делали из кусочков стекла, окрашенных окислами железа и меди и обоженных в печах. Затем их выкладывали в рисунок и спаивали свинцовыми полосками.
Аббат французского бенедиктинского монастыря Сен-Дени Сугерий, создавая новый стиль, грезил небом: «Мне захотелось оказаться где-нибудь за пределами земли, унестись в высшие сферы. Случится конец Света, когда Слава Господа распространится по всему свету и даже мое истлевшее и разложившееся тело будет ослепительно сиять в своем золотом великолепии. Весь мир будет блистать золотом. Поэтому мы строим сейчас символ того, чему суждено случиться». ФотоконкурсКакие уж там мрачные Средние века!
Глядя на окна специалист с точностью может определить время его создания. Изменение формы — это не только влияние стиля эпохи, но и технические и конструктивные изменения, поскольку конструкция, например, готического окна необычайно сложна.
Большое круглое окно — роза, напоминающее по форме распустившийся цветок, всегда украшает западную стену храма. Форма большого кольца окна в ранней готике в XIII веке сменяется группами малых роз. На этой фотографии знаменитые витражи Сент-Шапели в Париже. Когда я впервые оказалась в ней, Фотоконкурся подумала, что хорошо, что Париж сдали немцам без боя в годы Второй мировой войны, хорошо, что все это сохранили.
В XV и XIV веках в период пламенеющей готики переплет окон имел форму извилистых пучков, устремленных вверх, напоминающих пламя, откуда и название этого этапа готической архитектуры.

Мне очень понравилась мысль Лосева о том, что готика воплощает иррациональность человеческого порыва вверх, превращая твердыню стены в бестелесную невесомость. Готика редко встречается в светской архитектуре и на этой фотографии именно такое здание — Дворец Правосудия в городе Руане во Франции. ФотоконкурсОбилие декора окон явно указывает на дату — пламенеющая или поздняя готика. Окна прорезали устремленные ввысь крыши, были украшены изящными пинаклями и фиалами — небольшими башенками, увенчанными шатрами. Со временем это каменное кружево разрушается, поскольку для сооружения зданий использовали песчанник. Старинные элементы декора сегодня уносят в музеи, заменяя их новыми.
Французский ренессанс вошел в мир архитектуры разнообразием декора, а еще соразмерностью, гармонией. Он ворвался в средневековые замки светом, прорезая, пробивая мощные стены окнами.Фотоконкурс Красота классических форм, богатство декоративных элементов в этом стиле сочетается с жизнерадосностью и юмором. Вот из своего ковчега на фасаде замка Фонтен Анри в Нормандии на нас выглядывает Ной: «Не распогодилось ли?»
Ренесансные окна прорезали готическую кровлю замка в XVI веке, когда французская знать стремилась обустроить свои родовые гнезда по новой моде. Суровая надежность каменных твердынь сменяется роскошью и великолепием, которые надолго утверждаются в Европе. Ренессанс наполняет архитектуру ощущением гармоничной устойчивости. Готическому устремлению ввысь противопоставляется гармония и горизонтальность.
Искусство этого времени утверждает личностно-материальную жизнь. Человек, личность видны во всем: кабинетах редкостей и живописных галереях с портретами предков, удобстве покоев и даже в украшении окон.

Фотоконкурс

На этой фотографии окно одного из самых старых домов из Сен-Мало во Франции, под которым были помещены рельефные портреты хозяев — почтенных торговцев. Сегодня этот дом находится в запустении, но скоро его отреставрируют. Эпоха Ренессанса — золотой век для Сен-Мало, живущего морем и торговлей. Как не пыталась я подобраться к этому окну снизу, чтобы сделать фотографию, но так и не нашла нужного ракурса.
Я часто задавала себе вопрос почему в европейских современных домах нет форточек. Оказывается в ренессансную эпоху они были, только не вверхней части окна, а в нижней. Появление деревянной корбки окна в эпоху Ренессанса сделало возможным его деление на несколько частей. Верхняя часть окон застеклялась, а нижняя закрывалась ставнями и служила для прветривания. ФотоконкурсЭто фотография старинного дома в Динане в Бретани, на которой хорошо виден этот прием. Судя по его форме и конструкции, перед нами стариные окна. Как много этих необычных окон, осколков прошлого в разных городах Франции. Иногда, пробегая по узким улочкам стрринных городов, останавливаешь взгляд на необычных окнах и думаешь, о тех, кто жил в этом доме, когда он был построен, сколько историй он хранит.
ФотоконкурсНас принимали в замке Комбур в Бретани, родовом гнезде французского писателя, основоположника романтизма Франсуа Рене де Шатобриана. Сегодня им владеют потомки его брата. Молодой француз, искусствовед, который водил нас по замку, рассказал, что именно у этого окна Шатобриан впервые влюбился в женщину, случайно столкнувшись с ней у окна. Потом были революционные вихри, далекая Америка, слава, любовь и забвение. Все это было потом, а пока здсеь, в замке, у открытого окна можно представить эту сцену: молодая женщина в расцвете красоты и юный мальчик, наткнувшийся взглядом на ее декольте…

Если вам понравилась эта идея, присылайте фотографии не только французских окон, но окон вообще, пишите свои «оконные» истории и мы поместим их на сайте. Наш адрес: «voyageuramical@gmail.com»

 

Посмотреть конкурсные фотографии.

Яндекс.Метрика